Обзор изменений в сфере госрегистрации юрлиц, физлиц-предпринимателей и общественных формирований

С 1 января 2016 года вступила в силу новая редакция Закона Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований" (далее – Закон о регистрации). Задекларировано, что внесенные изменения направлены на реформирование системы предоставления административных услуг в сфере государственной регистрации и обеспечения ее открытости и прозрачности, оперативности и своевременности, рациональной минимизации количества документов и процедурных действий, оптимизацию расходов государственных средств.

Звучит обнадеживающе, но попробуем разобраться, насколько декларация отвечает реальным изменениям в сфере государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований.

В этой статье рассмотрим основные изменения, касающиеся общих принципов и механизмов функционирования системы государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований.

1. Отношения, возникающие в сфере государственной регистрации юридических лиц, их символики (в случаях, предусмотренных законом), общественных формирований, которые не имеют статуса юридического лица, и физических лиц – предпринимателей, отныне регулируются единым Законом о регистрации.

Если раньше отдельными законами устанавливались особенности государственной регистрации общественных формирований, например, политических партий, общественных объединений, третейских судов и т. п., то теперь у нас есть единый комплексный нормативно-правовой акт, которым урегулирована государственная регистрация как юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, так и общественных формирований. Закон о регистрации дает исключительный перечень общественных формирований, на которые распространяется его действие. Так, к общественным формированиям отнесены политические, структурные образования политических партий, общественные объединения, местные центры общественного объединения со статусом юридического лица, профессиональные союзы, их объединения, организации профсоюза, предусмотренные уставом профсоюза и их объединения, творческие союзы, местные центры творческих союзов, постоянно действующие третейские суды, организации работодателей, их объединения, обособленные подразделения иностранных неправительственных организаций, представительства, филиалы иностранных благотворительных организаций.

2. Децентрализованы полномочия по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований.

Предложена новая система органов в сфере государственной регистрации. Так, практически все общественные формирования регистрируются Министерством юстиции Украины и его территориальными органами, в частности:

- Министерство юстиции Украины регистрирует политические партии и некоторые другие общественные формирования со статусом всеукраинских или с иностранным элементом, среди которых всеукраинские профессиональные союзы, их объединения, всеукраинские объединения организаций работодателей; обособленные подразделения иностранных неправительственных организаций, представительства, филиалы иностранных благотворительных организаций, постоянно действующие третейские суды, учредителями которых являются всеукраинские общественные организации, всеукраинские творческие союзы;

- территориальные органы Министерства юстиции Украины областного уровня соответственно проводят государственную регистрацию областных, региональных и республиканских профессиональных союзов, их организаций и объединений, структурных образований политических партий, региональных (местных) творческих союзов, территориальных центров всеукраинских творческих союзов, областных, республиканских Автономной Республики Крым, Киевской и Севастопольской городских организаций работодателей и их объединений, постоянно действующих третейских судов;

- районные, районные в городах, городские (городов областного значения), горрайонные, межрайонные управления юстиции отвечают за государственную регистрацию общественных объединений, их обособленных подразделений, общественных объединений, не имеющих статуса юридического лица, местных и первичных профессиональных союзов, их организаций и объединений, структурных образований политических партий, региональных (местных) творческих союзов, территориальных центров всеукраинских творческих союзов, местных организаций работодателей и их объединений, подтверждение всеукраинского статуса общественного объединения.

Все остальные юридические лица и физические лица – предприниматели регистрируются:

- исполнительными органами сельских, поселковых и городских советов, Киевской и Севастопольской городскими, районными, районными в городах Киеве и Севастополе государственными администрациями. Для получения полномочий по государственной регистрации исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов (кроме городов областного и/или республиканского значения) должны принять соответствующее решение;

- нотариусами;

- аккредитованными субъектами. Закон о регистрации устанавливает, что аккредитованным субъектом может быть юридическое лицо публичного права, в трудовых отношениях с которым находятся не меньше трех государственных регистраторов и которое заключило договор страхования гражданско-правовой ответственности и договор с другим субъектом государственной регистрации. Очевидно, здесь речь идет о возможности предоставления полномочий по государственной регистрации комплексным центрам предоставления административных услуг и т. п.

Во исполнение положений Закона о регистрации Кабинетом Министров Украины принято постановление от 25 декабря 2015 г. № 1130 "Об утверждении Порядка аккредитации субъектов государственной регистрации и мониторинга соответствия таких субъектов требованиям аккредитации", которым урегулированы условия, основания и процедура проведения аккредитации субъектов государственной регистрации, мониторинга соответствия таких субъектов требованиям аккредитации и перечень документов, необходимых для ее проведения.

Дополнительно Министерством юстиции Украины выдан приказ от 29 декабря 2015 г. № 2790/5 "Об урегулировании отношений, связанных со статусом государственного регистратора", которым определены квалификационные требования к государственному регистратору, образец и опись печати государственного регистратора.

3. Внедрение портала электронных сервисов и персонального кабинета юридического лица, общественного формирования и физического лица – предпринимателя.

Законом о регистрации установлено, что порталом электронных сервисов является веб-сайт, организованный как системное многоуровневое объединение разных ресурсов и сервисов для обеспечения максимального доступа к информации и услугам в сфере государственной регистрации, лицензирования и разрешительной системы. Для использования функционала портала электронных сервисов для каждого юридического лица, общественного формирования и физического лица – предпринимателя должен быть создан персональный кабинет. Законом о регистрации предусмотрено, что порядок функционирования портала электронных сервисов определяется Министерством юстиции Украины. Скорее всего, речь идет о веб-сайте https://kap.minjust.gov.ua, функционирование которого будет усовершенствовано на техническом и нормативном уровне.

В идеальном варианте портал электронных сервисов должен обеспечивать: представление документов в электронной форме для государственной регистрации, лицензирование видов хозяйственной деятельности, выдачу документов разрешительного характера; контроль за полнотой заполнения заявления о государственной регистрации, лицензирование видов хозяйственной деятельности, выдачу документов разрешительного характера; пересмотр состояния рассмотрения представленных документов; доступ к ведомостям и документам, определенных этим Законом; обнародование результатов предоставления административных услуг; формирование и представление запросов в электронной форме о предоставлении извлечения; пересмотр, копирование и распечатывание выписки, извлечения, прочих документов и ведомостей из Единого государственного реестра; уплату административного сбора и оплату предоставления ведомостей из Единого государственного реестра с использованием платежных систем через сеть Интернет в режиме реального времени; доступ государственных органов, в том числе судов, органов Национальной полиции, органов прокуратуры, органов Службы безопасности Украины, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц к ведомостям из Единого государственного реестра.

Внедрение портала электронных сервисов и персональных кабинетов даст возможность фактически перевести процесс государственной регистрации (более того, еще и лицензирования и получения документов разрешительного характера) в режим реального времени и в электронную форму. Так, заявитель будет иметь возможность для совершения любых регистрационных действий подавать как бумажные, так и электронные документы. Кроме того, состояние рассмотрения таких документов можно будет отслеживать в режиме реального времени.

Следует обратить внимание на введение в сферу государственной регистрации принципа экстерриториальности. Его суть состоит в возможности принятия документов для государственной регистрации и осуществления государственной регистрации в пределах территории Украины любым субъектом государственной регистрации в пределах компетенции независимо от места нахождения регистрационного дела.

4. Создание Единого государственного реестра для юридических лиц, общественных формирований и физических лиц – предпринимателей, а также расширение перечня ведомостей, которые будут отражаться в этом реестре.

Единый государственный реестр должен объединить несколько отдельных реестров, в частности: Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, Единый реестр общественных формирований, Реестр общественных объединений, Единый реестр предприятий, относительно которых нарушено производство по делу о банкротстве, Единый реестр арбитражных управляющих, Реестр постоянно действующих третейских судов, а также с 01.01.2017 – Единый лицензионный реестр и Реестр документов разрешительного характера.

5. Внедрение института приостановления рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации.

Законом о регистрации предусмотрена возможность приостановления рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации, на срок, составляющий 15 календарных дней с даты их представления.

Определен исчерпывающий перечень оснований для приостановления, а именно: представление документов или ведомостей не в полном объеме; несоответствие документов требованиям к оформлению, предусмотренным Законом о регистрации; несоответствие ведомостей, указанных в заявлении о государственной регистрации, ведомостям, указанным в документах, представленных для государственной регистрации, или ведомостям, которые содержатся в Едином государственном реестре; несоответствие ведомостей, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, ведомостям, которые содержатся в Едином государственном реестре; несоответствие регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика или серии и номера паспорта (для физических лиц, которые через свои религиозные убеждения отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по серии и номеру паспорта) ведомостям, предоставленным в рамках информационного взаимодействия; неуплата административного сбора или уплата не в полном объеме; представление документов с нарушением установленного законодательством срока для их представления.

Таким образом, заявителю предоставляется возможность в течение 15 календарных дней устранить основания для приостановления рассмотрения документов (исправить ошибки), представленных для государственной регистрации.

6. Увеличен размер административного сбора за совершение регистрационных действий и внедрена дифференцированная система ставок.

Законом о регистрации установлены ставки административного сбора за государственную регистрацию и предоставление ведомостей из Единого государственного реестра.

Так, административный сбор, взыскиваемый за государственную регистрацию, ощутимо увеличился, к примеру, если за государственную регистрацию изменений в ведомости о юридическом лице в 2015 году нужно было заплатить 60 грн. 90 коп., то в 2016 такая услуга будет стоить 413 грн. 40 коп.

Правда, для стимулирования электронного документооборота устанавливается сниженная ставка административного сбора (в размере 75 процентов от установленной законом) за государственную регистрацию на основании документов, представленных в электронной форме. В случае с юридическим лицом эта сумма будет составлять 310 грн. 05 коп.

Плата за предоставление ведомостей из Единого государственного реестра также увеличилась, но не так резко. В частности, получение извлечения в бумажной форме в 2016 году стоит 70 грн. (в 2015 году было 60 грн. 90 коп.). При получении ведомостей из Единого государственного реестра в электронной форме также применяется уменьшение установленной законом ставки до 75 процентов. Между прочим, следует отметить, что Законом о регистрации ограничены возможности для получения выписок, поскольку последние выдаются лишь по результатам проведения регистрационных действий и для проставления апостиля. Во всех остальных случаях будет выдаваться только извлечение.

Кроме того, Законом о регистрации предусмотрена возможность проведения государственной регистрации в сокращенные сроки в порядке и на условиях, установленных Кабинетом Министров Украины. В свою очередь, постановлением Кабинета Министров Украины от 25 декабря 2015 г. № 1133 "О предоставлении услуг в сфере государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований в сокращенные сроки" зафиксировано, что регистрация изменений в ведомости о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (кроме внесения изменений в информацию об осуществлении связи с юридическим лицом), изменений в ведомости о фамилии, имени, отчестве или местонахождении физического лица – предпринимателя осуществляется в течение шести часов после поступления документов, представленных для государственной регистрации, кроме выходных и праздничных дней, – в двойном размере административного сбора за соответствующую регистрацию (что составляет для юридических лиц 830 грн. при представлении бумажных документов), а при регистрации в течение двух часов – в пятикратном размере административного сбора за соответствующую регистрацию (2070 грн.).

7. Предусмотрена возможность административного обжалования регистрационных действий, отказа в государственной регистрации, бездеятельности государственного регистратора.

Помимо судебного вводится процедура административного обжалования решений, действий или бездеятельности государственного регистратора и/или территориальных органов Министерства юстиции Украины.

Министерство юстиции Украины рассматривает жалобы на проведенные государственным регистратором регистрационные действия (кроме случаев, если такие регистрационные действия проведены на основании решения суда), а также на решения, действия или бездеятельность территориальных органов Министерства юстиции Украины.

Территориальный орган Министерства юстиции Украины по территориальному принципу рассматривает жалобы на решения (кроме решения, согласно которому проведено регистрационное действие), действия или бездеятельность государственного регистратора, а также на действия или бездеятельность субъектов государственной регистрации.

Общий срок рассмотрения жалобы не может превышать 45 календарных дней.

Кабинетом Министров Украины принято постановление от 25 декабря 2015 г. № 1128 "Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации", которым урегулирована в том числе и процедура рассмотрения жалоб в соответствии с Законом о регистрации.

Перспективы эффективности административного обжалования выглядят "призрачными", но будем надеяться на действенность механизма обжалования, предусмотренного Законом о регистрации и вышеупомянутым Порядком.


ВЫВОД:

Подытоживая все вышесказанное, можно однозначно утверждать, что изменения в сфере государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований носят качественно положительный характер, но при условии надлежащей практической реализации предложенных нововведений.

Игорь Маркевич,
старший юрист
практики конкурентного, корпоративного и финансового права
АО LAWWHALES