Функцию регистрации права собственности нужно передать нотариусам уже завтра

В Украине необходимо передать функцию регистрации права собственности частным нотариусам, а не местным органам власти, заявил исполнительный директор ОО «Международный центр реформ» (МЦР) Александр Носаль, передает БИЗНЕС со ссылкой на пресс-службу МЦР.

 

В ходе круглого стола «Проблемные вопросы регистрации прав собственности на объекты строительства и пути их законодательного решения» Александр Носаль отметил, что с инициативой передачи функции регистрации права собственности частным нотариусам выступает Министерство юстиции. А это в современных украинских условиях нецелесообразно. 

«Мы столкнулись с тем, что начатая реформа децентрализации пробуксовывает. Много жалоб получают и депутаты, и местные органы власти. В ходе децентрализации мы увидели большую коррупционную составляющую. Это дискредитирует власть и создает ненормальные условия для регистрации прав собственности», - сказал первый зампредседателя комитета ВР по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Дмитрий Андриевский. 

 Представители бизнеса жалуются, что коррупционная составляющая не исчезла, размеры взяток только растут. Поэтому парламентариев беспокоят представленные Минюстом законопроекты о новых правилах регистрации права собственности. Они содержат предложение изъять из правового поля понятие «фронт-офис», передать функции регистрации прав собственности органам местного самоуправления и банковским учреждениям, ввести дифференциальную модель определения размера административного сбора. 

Кроме того, Минюст не предусматривает необходимость нотариального удостоверения документов, необходимых для регистрации, а также предоставляет право отменять регистрацию права собственности на основании жалобы. 

«Международный центр реформ вместе с робой группой «Общественный мониторинг реформ» занимается этим вопросом достаточно долго. Были надежды, что Минюст все-таки предпримет необходимые шаги и оформит их в нормальный законопроект. Но этого не произошло. На передачу функции регистрации права собственности на места или создание Дома юстиции - нужны миллиарды гривен. Эти деньги можно направить на более необходимые вещи. Именно поэтому надо передать эти функции профессионально подготовленным людям уже завтра», - сказал Александр Носаль. 

Он пояснил, что в Украине органы местного самоуправления имеют большую коррупционную составляющую, поэтому передавать им подобные возможности не эффективно. «Если же говорить о нотариусах, которым можно передать эти права, то коррупция среди них - это скорее исключение, чем система. Это какие-то единичные случаи. Наш центр совместно с экспертами пришел к выводу, что передача регистрации в независимые руки - это будет правильное, быстрое и эффективное решение. Но передавать эту функцию банкам безрассудно, так как возникает конфликт интересов: вернул человек кредит или нет? А органы местного самоуправления в свою очередь будут спрашивать «а ты налоги нам в бюджет оплатил?» Мы снова бросим людей из одной коррупционной системы в другую», - отметил Носаль. Он попросил законодателей прислушиваться к грузинским экспертам: их опыт состоит как из успешных решений, так и учитывает ошибки при реформировании соответствующей сферы. 

Эксперт Джаба Эбаноидзе (он полгода сотрудничал с Минюстом, занимается разработкой предложений в законы по поводу регистрации прав собственности) акцентировал внимание на том, что Минюст в соответствующем законопроекте пытается совместить концепции и децентрализации, и дерегуляции. «С одной стороны, предложена передача прав регистрации собственности местным органам власти, а с другой - передача этих функций частному сектору (банкам). Но такие две разные концепции не могут быть совмещены в одном законопроекте. Если говорить о децентрализации, то посмотрите на суть регистрации права собственности. Неужели украинская власть хочет, чтобы в разных местах регистрация проводилась по-разному? Надо создать нормальную ситуацию для граждан и инвесторов в каждом городе», - считает эксперт. 

По его мнению, местная власть должна заниматься только вопросами, решение которых требует индивидуальный подход. Поэтому функция регистрации не подлежит децентрализации и должна быть одинакова по всей стране. При этом Эбаноидзе не рекомендовал Украине копировать опыт грузинских реформ. В Грузии воля к реформам шла сверху вниз. «У нас власть хотела менять страну. И бизнес «бежал» за государством. В Украине другая ситуация. У вас инициируют реформы снизу. Поэтому наш опыт для вас не всегда хорош. В Украине достаточно развит частный сектор, на который вы можете опираться. Делегируйте ему функции и забирайте их у государства. Функции регистрации нужно передать нотариусам», - считает эксперт. При этом он добавил, что не стоит передавать эти возможности банкам, ведь будет конфликт интересов, поскольку Минюст аккредитует финучреждения. 

Также Эбаноидзе напомнил о том, что в мире существует практика, когда частные лица получают разрешение на регистрацию и начинают оказывать услуги. Но в Украине около семи тысяч нотариусов, имеющих большое конкурентное преимущество. Поэтому в нашей стране лучше использовать уже существующих профессионалов. «Если Минюст представит соответствующий закон с передачей регистрации нотариусам, то через неделю Украина получит новую систему регистрации, которая не будет нести в себе коррупционную составляющую. Нотариусы не зависят от того, кто придет к власти. Повлиять на них чрезвычайно трудно», - добавил он. 

Эксперт положительно оценил и идею расширения частных «фонт-офисов». При этом он отметил, что функции принятия, выдачи и самой регистрации документов должны быть разделены. С экспертом МЦР согласился член комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия Сергей Соболев, который разрабатывает собственный законопроект в этой сфере. 

«Нам нужно упрощать доступ граждан к услугам, уменьшать перечень документов и вводить здоровую конкуренцию. Украинцы должны получить право выбора, куда им обращаться за услугами. Если центральный орган передаст право регистрации местным органам, это ничего не изменит», - считает он. 

Дело в том, что предпринимателю снова придется ходить по коридорам власти, только размер взяток несколько изменится. По мнению Сергея Соболева, принимать документы на регистрацию могли бы все желающие: это могут быть как банки, так и местные органы. Но регистрировать права собственности могут только те, кто имеют соответствующие знания и условия. Государство, в свою очередь, может проверять эти учреждения и контролировать соблюдение закона. Если нотариус совершает незаконные действия, правоохранительные органы ликвидируют его лицензию. 

Сергей Соболев также отметил, что регистрировать документы на право собственности имеют право только частные нотариусы, так как государственные нотариусы получают малую зарплату из-за чего им трудно отказываться от крупных взяток. Частный нотариус не захочет рисковать собственным большим доходом и лицензией ради взятки. Представители же местной власти имеют другую позицию. Они стремятся получить в свою компетенцию регистрации права собственности, так как украинцы обращаются с жалобами именно в районные советы. 

«Главная проблема в том, что сами украинцы считают – они получают услугу регистрации права собственности у органов государственной власти. Но между Минюстом и людьми пропасть, поэтому люди идут со своими проблемами не к министру, а к нам – в органы местного самоуправления. Пока старая система регистрации не изменилась, потому что за нее, вроде бы, никто не отвечает. Министр хотя и против коррупции, но с ним нет обратной связи. Люди идут со своими претензиями к нам. В день украинцы подают на регистрацию 350 заявок. Из них только 30 получают положительное заключение, а куда деваются остальные не понятно», - сказал первый зампредседателя КГГА Игорь Никонов. 

Представитель КГГА также раскритиковал идею передачи регистрации частным лицам и учреждениям. «Все теневые решения проводились как раз через частных лиц и экспертизы: эти люди не боятся потерять свои лицензии. Районная администрация должна стать органом, который будет регистрировать не только право собственности граждан, но и юридических лиц. Это делается очень быстро и есть с кого спросить. Председатель районной госадминистрации понимает, что работа в районе ассоциируют с ним, потому ради собственной репутации сделает все на высшем уровне», - добавил чиновник. Он уверен, что все незаконные решения будут оформляться как раз негосударственными органами. При этом представитель КГГА подчеркнул, что регистрацией могут заниматься частные нотариусы, но с территориальной привязкой. 

«Не может регистрировать собственность в Киеве нотариус из Ужгорода. В столице уже были справки, утвержденные какими-то судами из Западной Украины, которые утверждали право. И именно поэтому у нас в столице 200 незаконных построек и несколько тысяч МАФов. На большинство МАФов у владельцев даже есть право собственности. Но по закону владельцы малых архитектурных форм не могут иметь право собственности», - добавил он. 

Эту позицию одобрила президент Нотариальной палаты Украины Наталья Василина. «Нотариус непосредственно по месту поступления имеет право на оформление таких документов. При таком порядке мы решаем и вопрос наполнения местных бюджетов и снижаем риски для самых нотариусов. Кроме того, мы знаем всех судей и их подписи. Были случаи, когда нам приносили поддельные судебные решения, а сами судьи принимали взятки. Нотариус на месте знает, кто из судей на что решится, кто может принято незаконное решение, а кто - нет», - сказала она. 

При этом Наталья Василина раскритиковала идею Минюста наделить органы госвласти функциями отмены права собственности. По ее мнению, это может делать только суд. 

С предложенными идеями общественности и нотариусов согласился первый зампредседателя комитета ВР по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Дмитрий Андриевский. Он отметил, что по итогам обсуждения будет оформлен соответствующий документ, на основе которого парламентарии выработают поправки в законопроекты, ставшие ли предметом дискуссии. Дмитрий Андриевский также пообещал повлиять на Минюст, представители которого не явились на круглый стол.