Интервью замминистра юстиции Павла Мороза о последствиях передачи Минюстом части полномочий по регистрации
- Подробности
- Создано: 14.06.2016 09:45
Сфера регистрации оказалась в числе наиболее динамичных сфер реформирования. 2016 год стал годом качественных изменений: многие граждане убедились в том, что зарегистрировать право на недвижимость или создать новый бизнес можно без очередей. Предусмотренная законом программа-минимум в части передачи функций Минюста выполнена. Тем не менее Минюст сохраняет за собой функции контроля и работает над усовершенствованием регулирования. О промежуточных итогах реформы, а также о планах дальнейших преобразований «ЮП» рассказал заместитель министра юстиции Украины по вопросам регистрации Павел Мороз.
— Павел Александрович, на каком этапе находится регистрационная реформа?
— В данный момент реформа регистрации имущественных прав и бизнеса уже завершена. Мы завершили ее проведение 30 апреля 2016 года. Главная идея, напомню, состоит в том, что Министерство юстиции полностью отдает свои функции в сфере госрегистрации бизнеса и недвижимости районным государственным администрациям, городским и местным советам, абсолютно всем нотариусам и аккредитованным субъектам. Количество точек доступа увеличилось в пять раз! До реформы регистрацией бизнеса и недвижимости занимались 529 территориальных органов Минюста, а сегодня это более 900 органов местного самоуправления в сфере недвижимости и более 700 в сфере регистрации бизнеса, а также около 70 аккредитованных субъектов и более 6 000 нотариусов. Нотариусы получили ключи доступа еще в декабре прошлого года. При этом более «прогрессивные» нотариусы мгновенно приступили к выполнению новых функций. С 1 января мы принялись активно передавать свои полномочия на местный уровень.
— Что уже получили граждане вследствие реформы?
— Очереди исчезли. В прошлом остались те времена, когда людям приходилось занимать место в очереди к государственному регистратору за 100 долларов США, как было в период исполнения Закона о бенефициарных собственниках.
Возникла серьезная конкуренция: если вас не устраивает один субъект, вы можете обратиться к другому и за умеренную плату получить качественный сервис. Децентрализация и передача функций на места позволили перенаправить большой финансовый поток из Киева. Средства, уплаченные гражданами, идут в местный бюджет. Фактически община получает свои же деньги в виде социальных благ: дороги, детские сады, школы.
— Уточните, кто будет исполнять роль аккредитованных субъектов?
— В ближайшее время — коммунальные и государственные предприятия, в частности ГП «Укрпочта». Нас нередко спрашивали: «Это что, почтальоны будут заниматься регистрацией?». Нет, например, чтобы получить нашу аккредитацию в сфере регистрации прав, субъект регистрации должен нанять на работу минимум трех лиц, имеющих высшее юридическое образование и соответствующий стаж работы на государственной должности. Собственно, именно регистраторы будут регистрировать бизнес и недвижимость, а не почтальоны.
— То есть о передаче банкам полномочий по регистрации речь не идет? Ранее предлагалось перенять опыт Грузии в этом вопросе.
— Нет. На данном этапе это уже не актуально. Кроме того, получить аккредитацию могут только коммунальные или государственные предприятия.
— Как с новыми обязанностями справляются нотариусы?
— Большинство нотариусов выполняют возложенные на них функции качественно и добросовестно.
Случается, что нотариусы делают ошибки. За такую невнимательность и при условии, что к нам поступает жалоба, мы отключаем нотариуса от реестра на определенный срок, например на один месяц: пускай задумается и почитает законы. Если же ошибки являются преднамеренными или систематическими, мы блокируем доступ для таких нотариусов на более длительный срок, а то и навсегда. В дальнейшем недобросовестных нотариусов не останется вообще, поэтому отключение — действенный механизм. Услуги нотариусов существенно не подорожали. Теперь человек по принципу «единого окна» может получить необходимые услуги. В целом количество желающих стать нотариусами возросло.
— Создала ли дерегуляция риски с точки зрения безопасности? Возникли ли новые схемы рейдерства?
— Статистически уровень рейдерства существенно не изменился, даже уменьшился. Так, количество рейдерских захватов осталось на том же уровне в сфере недвижимости и уменьшилось в сфере бизнеса. Вообще, подобное явление существовало и продолжает существовать в любой стране мира. К примеру, нам недавно удалось посетить Бразилию, где эта проблема стоит также остро. В рейдерстве всегда задействован регистратор. В одном случае имеет место сговор между рейдерами и регистратором. В другом — рейдеры вводят регистратора в заблуждение, предоставляя ему документы, содержащие неправдивые сведения. В каждом случае мы проверяем, была ли вина регистратора.
— Можно ли говорить о тенденции перетекания госрегистраторов из системы Минюста в другие органы?
— Положение характеризуется дефицитом. Поэтому ни один государственный регистратор не остался без работы. Нотариусы готовы принимать их в качестве помощников. С начала года были уволены около двух тысяч госрегистраторов. Но есть потребность в 10 тысячах! Более того, дефицит профессии юриста может усилиться с введением института частных исполнителей судебных решений. Представьте, сколько появится желающих работать в этой сфере. Вообще, быть юристом сегодня становится выгодно.
— Нет ли опасности, что люди, уволенные в связи с дисциплинарными нарушениями из системы Минюста, устроятся работать в нотариат?
— Во всяком случае, сразу они не смогут стать нотариусами — они должны иметь и юридический стаж (три года), и стаж в качестве помощников нотариусов (три года). Кроме того, свою роль играет контроль со стороны Высшей квалификационной комиссии нотариата.
— Какие достижения в сфере противодействия коррупции вы могли бы назвать?
— Отказ Минюста от функций регистрации можно назвать одним из главных достижений. Поскольку нет монополии, то нет и оснований для злоупотреблений. Кроме того, налажена работа Комиссии по рассмотрению жалоб в сфере государственной регистрации в качестве органа, за которым закреплены функции контроля. Комиссия — это эффективный инструмент для отмены незаконных регистрационных действий. Комиссия рассматривает жалобу за 30 календарных дней и сбор при обращении не взимается (в отличие от суда). Жалобщики, которые обращаются непосредственно в суд, теряют возможность обратиться в Комиссию. С начала года мы получили около 600 жалоб, удовлетворили более 90. Львиная доля жалоб поступила в начале года, прежде всего на отказы со стороны «старых» регистраторов органов Минюста. За предыдущий год количество жалоб на действия регистраторов было в три, а то и в четыре раза больше по сравнению с текущим годом. 90 удовлетворенных жалоб — это не просто аннулированные действия, а фактически спасение от рейдерских захватов. Из всех решений Комиссии в судах обжалуются только восемь.
— Как Минюст справляется с оставшимися полномочиями по регистрации?
— Потребности в персонале нет. Мы полностью ликвидировали районные управления юстиции, поскольку обращений на регистрацию общественных организаций поступало крайне мало. Районные ячейки политических партий теперь регистрируются в главных территориальных управлениях юстиции (ГТУЮ). Возможно, это немного осложнило доступность, ведь часть людей будут вынуждены ехать в областной центр. С другой стороны, те, кто ездили из областных центров в районные, теперь смогут провести регистрацию непосредственно у себя. В данный момент мы обсуждаем еще одну идею: чтобы центры по предоставлению административных услуг выполняли роль фронт-офисов.
— Предоставления каких новых услуг можно ожидать украинским гражданам?
— Прежде всего уже полноценно заработали электронные сервисы: можно зайти на страницу Минюста и распечатать выписку относительно имущества или бизнеса. Можно записаться в ЗАГС онлайн. Не нужно никуда ехать, чтобы зарегистрировать, например, общество с ограниченной ответственностью.
— Что может сделать Украина для улучшения позиций в рейтинге Doing Business?
— В сфере регистрации бизнеса и недвижимости мы и так на достаточно высоком уровне.
— Связано ли удобство регистрации имущества с надежностью защиты права собственности?
— Раньше не составляло трудности подделать необходимые бумажные бланки. Сейчас электронная система более защищена. Присваивается индивидуальный регистрационный номер и создается отдельный электронный кабинет. Мы нарабатываем меры безопасности: например, в случае внесения изменений в реестр собственнику будет приходить SMS-сообщение. Также надеемся на принятие закона, предусматривающего нотариальное удостоверение выхода участника из общества, отчуждение доли или смену руководителя ООО. Хотя такая мера может кому-то показаться несовместимой с упрощением ведения бизнеса. Нам приходится балансировать, чтобы найти золотую середину. Если увидим, что количество рейдерских захватов увеличивается, такой закон, вероятнее всего, будет принят.
(Беседовал Виталий ДУДИН, «Юридическая практика»)