Усовершенствование порядка обеспечения охраны нотариальной тайны

Нотариальная тайна — неотъемлемый принцип охраны и защиты прав и интересов лиц, обращающихся к нотариусам. Важность нотариальной тайны заключается в том, что она гарантирует конфиденциальность нотариальных услуг, что в свою очередь является безусловным элементом большинства действий, которые требуют нотариального подкрепления. Обеспечение данного принципа на законодательном уровне становится базовой необходимостью для сохранения доверия граждан к нотариату и основой деятельности нотариуса, обеспечивает его авторитет в обществе.

Согласно Закону Украины «О нотариате», нотариус обязан хранить в тайне сведения, полученные им в связи с совершением нотариальных действий. Эта обязанность возлагает на нотариуса дополнительную ответственность, что подтверждается и положениями, установленными статьями 8 и 12 Закона Украины «О нотариате», посвященными нотариальной тайне.

Однако данная сфера правоотношений в связи с несовершенством правовой системы является предметом многочисленных нарушений как работниками правоохранительных органов, так и представителями других органов государственной власти и местного самоуправления.

Расширить перечень

На сегодня так и не устранены коллизии в установленном законодательством механизме обеспечения охраны нотариальной тайны. К примеру, Законом Украины «О нотариате» установлено, что обязанность соблюдения нотариальной тайны распространяется не только на нотариусов, но и на лиц, которым о совершенных нотариальных действиях стало известно в связи с выполнением ими служебных обязанностей или иной работы; привлеченных для совершения нотариальных действий в качестве свидетелей и на других лиц, которым стали известны сведения, составляющие предмет нотариальной тайны, тогда же как, согласно уголовно-процессуальному законодательству (статья 56 Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины), только нотариусы не могут быть допрошены как свидетели по вопросам, составляющим нотариальную тайну.

Таким образом, дополнив статью 65 УПК Украины положением, предусматривающем, что не подлежат допросу в качестве свидетелей нотариусы и другие лица, которые согласно закону обязаны соблюдать нотариальную тайну, относительно сведений, составляющих нотариальную тайну, мы можем устранить одну из коллизий, представляющих собой брешь в регулировании хранения нотариальной тайны. Согласно социологическим исследованиям, подобное предложение поддерживают 98,2 % опрошенных следователей.

По сути, для этого необходимо законодательно урегулировать вопрос порядка охраны нотариальной тайны путем расширения перечня лиц, на которых распространяются уголовно-процессуальные гарантии неразглашения нотариальной тайны.

С одной стороны, любое вмешательство в деятельность нотариуса с целью препятствования исполнению им своих обязанностей или побуждения к совершению им неправомерных действий, в том числе и требования от него, его стажера, других работников, состоящих в трудовых отношениях с нотариусом, сведений, которые составляют нотариальную тайну, запрещается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством (статья 81 Закона Украины «О нотариате»). А с другой — на практике нередко возникают случаи, когда определенное ограничение и так называемое вмешательство в деятельность нотариуса необходимо в связи с общественными потребностями в целях защиты прав и интересов физических и юридических лиц.

Так, законодательством о нотариате определено, что нотариус не имеет права давать показания в качестве свидетеля относительно сведений, составляющих нотариальную тайну, кроме случаев, когда этого требуют лица, по поручению или в отношении которых совершались нотариальные действия (часть 11 статьи 8 Закона Украины «О нотариате»). Однако на практике возникают ситуации, когда человек, от которого необходимо получить согласие, умер, исчез или когда одно из нескольких лиц, участвовавших в нотариальной услуге, предоставляемой одновременно нескольким лицам, не дает согласие на раскрытие нотариальной тайны. Как в таких случаях действовать нотариусу, следственным, правоохранительным и судебным органам? Действующее законодательство не дает ответа на эти вопросы.

Нотариус, отказывая представителям органов государственной власти или другим лицам в раскрытии нотариальной тайны, обязан вынести об этом постановление, исходя из перечня нотариальных действий, предусмотренных статьей 34 Закона Украины «О нотариате».

Вопрос раскрытия нотариальной тайны фактически не охватывается содержанием действий, описанных в статье 34 Закона Украины «О нотариате», которые законодатель называет «нотариальными действиями». На данный момент вопрос обжалования отказа нотариуса в предоставлении информации, составляющей нотариальную тайну, фактически не урегулирован.

Европейский опыт

Европейские коллеги в данном вопросе занимают достаточно жесткую позицию. Так, в нормах испанского закона о нотариате установлен запрет на изъятие нотариальных документов, журналов, реестров даже по решению суда. Исключением является лишь транспортировка документов в помещение архива или форс-мажорные обстоятельства. Правом на ознакомление с нотариальными документами наделяются только непосредственные участники производства, их наследники, суд и правоохранительные органы. А во французском законодательстве (Валютно-финансовом кодексе Франции) предусмотрены нормы, которыми охраняется тайна юридической консультации, предоставляемой нотариусом, при этом нотариусы обязаны сообщать прокурору Республики о совершенных действиях, если есть подозрения в криминальном происхождении денежных средств, используемых при совершении сделок купли-продажи недвижимости, предприятий, открытии банковских счетов и т.п. В свою очередь, немецкий законодатель в Федеральном положении о нотариате установил раскрытие сведений, которые содержат нотариальную тайну, в судебном процессе только с согласия всех участников нотариальных действий.

Судебная процедура

В связи с этим представляется актуальным внесение изменений в гражданское процессуальное законодательство в части установления судебной процедуры по раскрытию нотариусами информации, содержащей нотариальную тайну, путем дополнения раздела IV Гражданского процессуального кодекса Украины новой главой 121 «Рассмотрение судом дел о раскрытии информации, содержащей нотариальную тайну».

Положениями новой главы предлагается предусмотреть подсудность указанной категории дел, требования к содержанию заявления заинтересованного лица о раскрытии информации, порядок рассмотрения дела и вынесения судебного решения.

Уверен, что принятие законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования порядка обеспечения охраны нотариальной тайны» (рег. № 2516) поможет в решении вышеописанных пробелов в законодательстве. Усовершенствовав порядок обеспечения охраны нотариальной тайны и предусмотрев при этом законодательно установленный судебный порядок раскрытия информации, содержащей нотариальную тайну, мы предоставим нотариусам более благоприятные условия для оказания качественных услуг и обезопасим их от незаконного давления заинтересованных лиц.

АЛЕКСЕЕВ Игорь — народный депутат Украины, депутатская фракция «Народный фронт», г. Киев

Юридическая практика. № 14 (902) от 07/04/2015