Регистрация недвижимости: расширение прав нотариусов и не только

Практически каждый юрист на том или ином этапе свой деятельности сталкивался с процедурой регистрации юридического лица или физического лица – предпринимателя. О том, насколько она является user-friendly, говорит хотя бы тот факт, что во всех регионах годами существуют структуры, основной специализацией которых является оказание услуг по регистрации для тех, кто не может позволить себе тратить время на стояние в очередях и поиск правильных, по мнению конкретного регистратора, способов заполнения и составления документов. Что характерно, ситуация не слишком менялась независимо от того, каким структурам передавались полномочия по регистрации – то ли органам местного самоуправления, то ли специальной службе при Минюсте, то ли самому Минюсту.

Именно этим, в частности, и объяснял Минюст необходимость принятия Закона "О внесении изменений в Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей" и некоторые другие законодательные акты Украины относительно децентрализации полномочий по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований", кардинально изменяющего всю систему регистрации.

Первое и, пожалуй, самое кардинальное новшество этого Закона – отказ государства от монополии на осуществление регистрационных действий. При этом реципиентом полномочий фронт-офиса системы государственной регистрации впервые выступят не только органы местного самоуправления либо коммунальные и государственные предприятия, но и нотариусы, включая частных. Нельзя сказать, что это совершенно уникальное в мировой практике решение. Однако в Украине оно было принято впервые (и в немалой степени благодаря успешному осуществлению нотариусами функций госрегистраторов при оформлении возникающих на основании сделок прав на недвижимость и их отягощений).

Итак, согласно новой редакции Закона "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований" при возникновении желания зарегистрировать предприятие либо статус физлица-предпринимателя можно обратиться:

1) в исполком местного совета либо райгосадминистрацию (в Киеве и Севастополе – в горадминистрацию либо райадминистрацию);

2) к нотариусу;

3) к аккредитованному субъекту государственной регистрации.

Пока вроде бы все красиво: есть сразу три пути, то есть целое богатство выбора. Но есть сразу несколько оговорок:

– Исполком местного совета (кроме горисполкомов городов областного/республиканского значения) является субъектом системы госрегистрации только в случае, если соответствующий местный совет принял такое решение.

– Аккредитованный субъект государственной регистрации является юридическим лицом публичного права, то есть пока тот или иной госорган либо орган местного самоуправления не примет необходимого решения, аккредитованный субъект в конкретном населенном пункте не появится.

– За пределами райцентров и городов районного либо областного значения нотариусы встречаются не слишком часто.

Все это приводит нас к выводу, что в мелких населенных пунктах как минимум первое время зарегистрировать предприятие намного легче не станет.

Несколько исправляет ситуацию второе кардинальное новшество Закона "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований" – закрепленный в п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона принцип экстерриториальности регистрации в пределах Украины. Это значит, что зарегистрировать предприятие можно у любого госрегистратора (в том числе нотариуса), независимо от того, где расположено юридическое лицо. То есть, желая открыть предприятие во Львовской области, не нужно подавать документы во Львов. Вполне можно подать их нотариусу, работающему в Киеве или Днепропетровске.

При открытии предприятия всегда можно обратиться к любому нотариусу либо в другой субъект регистрации независимо от того, где территориально регистрируется предприятие.

Теперь рассмотрим вопрос, какой пакет документов подавать.

Для регистрации юридического лица необходимо подать (ст. 17 Закона):

1) заявление о регистрации по установленной форме;

2) заявление о выборе упрощенной системы налогообложения и/или регистрации плательщиком НДС и/или включении в Реестр неприбыльных организаций и учреждений (если что-либо из этого входит в ваши планы);

3) учредительный документ юридического лица (устав, учредительный договор и так далее в зависимости от избранной организационно-правовой формы);

4) документ, подтверждающий регистрацию иностранного юрлица, выступающего учредителем, в соответствующей стране.

При этом, если юридическое лицо создается не с нуля, а на основе уже существующего, дополнительно необходимо подавать:

1) если юрлицо создается в результате преобразования – оригинал (нотариальную копию) передаточного акта;

2) если юрлицо создается в результате слияния – оригинал (нотариальную копию) передаточного акта и документы для госрегистрации прекращения одного либо нескольких существующих юрлиц;

3) если юрлицо создается в результате выделения – оригинал (нотариальную копию) передаточного акта и пакет документов для регистрации изменений в сведениях о существующем юрлице;

4)  если юрлицо создается в результате разделения – оригинал (нотариальную копию) распределительного баланса и документы для госрегистрации прекращения существующего юрлица.

Для регистрации физлица-предпринимателя необходимо подать (ст. 18 Закона):

1) заявление о государственной регистрации;

2) заявление о выборе упрощенной системы налогообложения и/или регистрации плательщиком НДС (если что-либо из этого входит в ваши планы);

3) нотариально заверенное согласие родителей (усыновителей), попечителя либо органа опеки и попечительства, если зарегистрироваться в качестве ФЛП хочет лицо, достигшее возраста 16 лет, но не обладающее полной гражданской дееспособностью.

Документы могут быть поданы как в бумажной, так и в электронной форме – через портал Минюста.

Если документы подаются в бумажной форме, то лицо, их подающее, должно предъявить госрегистратору документ, удостоверяющий личность, и доверенность (если оно является представителем лица, регистрирующегося ФЛП, либо действует от имени учредителей юрлица).

Что касается уплаты административного сбора, то его размеры закреплены в ст. 36 Закона. Но среди указанных размеров нет платы за регистрацию юридического лица либо физлица-предпринимателя, из чего можно сделать вывод, что административный сбор в таких случаях не уплачивается.

Госрегистратору подается достаточно небольшой пакет документов. При этом сама регистрация бесплатна.

Если документы поданы в полном объеме и соответствуют требованиям Закона, то госрегистратор в течение 24 часов (без учета праздничных и выходных дней) с момента получения документов принимает решение о регистрации.

Если документы поданы не в полном объеме либо не отвечают требованиям, указанным в ч. 1 ст. 27 Закона, то в тот же срок госрегистратор принимает решение о приостановке их рассмотрения и предоставляет заявителю 15 календарных дней на устранение недостатков. В случае устранения недостатков рассмотрение документов возобновляется, если же недостатки не устранены – принимается решение об отказе в регистрации.

Кроме того, ч. 1 ст. 28 Закона предусматривает еще ряд оснований для отказа в регистрации.

Госрегистратор может отказать в регистрации только на основаниях, предусмотренных ст. 28 Закона.

После внесения сведений о регистрации юрлица либо ФЛП в ЕГР соответствующие сведения автоматически вносятся и в реестры ГФС. Кроме того, сведения о регистрации предоставляются и для регистрации юрлица (ФЛП) в качестве плательщика ЕСВ.

Свидетельство о регистрации по новым правилам не выдается. Вместо него формируется электронная выписка на портале Минюста.

Елена Макарчук,
юрист